26 января 2011 г. в Конференц-зале Гостиничного комплекса "Даниловский" состоялось заседание секции "Церковно-приходская школа" под председательством
Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, и сопредседательством
протоиерея Константина Островского, благочинного церквей Красногорского округа Московской епархии, настоятеля Успенского храма г. Красногорска.
В первой части секции обсуждались проблемы нормативного и методического обеспечения, а также возможности лицензирования деятельности воскресных школ. Вниманию слушателей были представлены доклады представителей Екатеринбургской, Санкт-Петербургской и Московской епархий.
Подводя итог всему сказанному,
протоиерей Константин Островский выступил с предложением не употреблять наименование "воскресная школа" для подлежащих лицензированию церковных учреждений. Лицензировать можно, а иногда необходимо творческие или досуговые центры, музыкальные или художественные школы, тем более - общеобразовательные учебные заведения.
Воскресная же школа это систематическая деятельность прихода по воцерковлению и церковному воспитанию детей. Такой деятельностью приход должен заниматься, если есть хотя бы малая возможность, в каких бы внешних условиях он ни находился. То есть воскресная школа не только по существу должна быть органичной, неотъемлемой частью прихода, но и официально признаваться таковой.
Во второй части секции прошел методический семинар "Педагогические мастерские для церковных педагогов", на котором были представлены различные методические разработки и дидактические пособия для преподавания духовно-нравственных дисциплин.
Одна из таких разработок - церковно-педагогический проект "Урок-молебен" - была представлена протоиереем Константином Островским. Это проект разрабатывается и успешно осуществляется в Детской церковной музыкальной школе при Успенском храме г. Красногорска в течение последних семи лет.
Как отметил
протоиерей Константин, "православное богослужение является не только собственно молитвой, оно одновременно с молитвой преподаёт своим участникам ещё и множество богословских истин, причём, преподаёт их органично. Истины воспринимаются умом и сердцем и ровно в той мере, в какой человек готов и способен их воспринять в данный момент. Воспринятые в ходе богослужения истины веры глубоко усваиваются человеком и в дальнейшем переживаются им как нечто само собой разумеющееся. Конечно, будет очень хорошо, если христианин свою веру ещё и осмыслит. Но осмысление истины должно следовать за её сердечным восприятием, а не быть только рассудочным". "Церковные обряды, - сказал отец Константин, - имеют обучающий потенциал. Напри мер, кланяясь перед иконой и прикладываясь к ней, человек узнаёт, что икона есть предмет по клонения, учится почитать того, кто изображён на ней. Когда ребёнок целует благословляющую руку священника, он узнаёт даже без объяснений, что батюшка - значительное лицо. Приобщая детей к церковным обрядам, можно ненавязчиво, но эффективно способствовать укоренению в их сердцах и умах многих важных христианских истин".
Исходя из этого в воскресной школе при Успенской храме г. Красногорска были введены так называемые уроки-молебны - настоящие богослужения, совершаемые священником в храме, на которых дети сами читают и поют. Евангелие читает и истолковывает священник. С уроком-молебном тесно связан урок, который называется "обиход", на нём заранее разбираются, переводятся с церковно-славянского на русский и обсуждаются тексты, которые дети услышат и будут читать и петь на уроке-молебне. На этих же уроках разучиваются певческие гласы.
Очень важно, что, как показал семилетний опыт работы по этому проекту, детям уроки-молебны и уроки обихода нравятся. "Из-под палки" такие занятия вести было бы нельзя.
Вкратце изложив историю создания и разработки проекта, протоиерей Константин сообщил собравшимся о том, что в настоящее время ведется подготовка к публикации методического пособия "Урок-молебен или введение в Церковь", рассчитанное на четыре года обучения. Подготовка такого пособия стала необходимой для реализации проекта "Урок-молебен" в обычной воскресной школе. Сама концепция пособия "Урок-молебен или введение в церковь" была представлена слушателям бакалавром теологии
Тарабриной Л.И., педагогом-методистом Катехизаторских курсов во имя священномученика Фаддея, епископа Тверского.
В третьей части секции вниманию присутствующих было предложено еще несколько докладов, повествующих о разнообразных подходах к преподаванию духовно-нравственных дисциплин в церковно-приходских школах, а также поучения новомучеников и исповедников Российских о духовном воспитании детей.
В заключение работы секции,
Тарабрина Л.И., предложила к просмотру просветительский фильм для детей "История Рождественской ёлочки". Этот фильм является частью проекта "Серия просветительских фильмов для детей".
В тот же день в рамках направления "Церковь и работа с молодежью" XIX Международных Рождественских образовательных чтений в Марфо-Мариинской обители милосердия прошла конференция "Формы и методы социального служения молодежи". Заседание прошло под председательством члена Совета православных молодежных организаций при Отделе по делам молодёжи Московской Епархии клирика Успенского храма г. Красногорска
священника Павла Островского.
В своем вступительном слове
отец Павел обратил внимание на некоторые проблемы современного молодежного православного социального служения. В частности было отмечено, что наши ребята иногда забывают о главном смысле христианского служения и своими действиями просто дублируют деятельность светских социальных работников.
Также
отец Павел заметил, что мы зачастую недооцениваем силу молитвы. Ведь порой, не имея возможности физически как-либо помочь своим ближним, мы можем, однако, за них усердно помолиться, но этого не делаем.
Делясь своим опытом работы с молодежью,
отец Павел высказал мнение, что большинство современных православных активных молодых людей плохо подготовлены в вопросах катехизации; а ведь социальное служение православной молодежи должно быть неразрывно связано с миссионерским служением.
Затем со своим докладом выступила руководитель молодежного центра Марфо-Мариинской обители милосердия
Татьяна Владимировна Агеева. Она рассказала о возможных формах эффективного социального служения православной молодежи, а также сообщила о наиболее часто встречающихся проблемах в деле социального молодежного служения.
Затем выступила
Татьяна Анатольевна Федорова руководитель Иркутской областной общественной организации инвалидов детства "Надежда". Организация создана с целью оказания практической помощи инвалидам с умственной отсталостью, для организации их трудовой деятельности и практической помощи в овладении ими трудовыми навыками. При организации действуют мастерские по работе с деревом, с шерстью, с глиной.
Среди прочих докладов следует отметить два выступления от православных молодежных организаций города Москвы: "Покров" и "Молодая Русь". Представители этих объединений рассказали о том, как молодежь самостоятельно наладила переписку с заключенными, как оказывает заключённым моральную и социальную поддержку, а также об организации помощи малоимущим многодетным семьям.
Закрывал конференцию очень интересный и содержательный доклад о работе молодых православных социальных педагогов с детьми-инвалидами в Московском интернате 7. Участники конференции с увлечением слушали, как детям, очень трудно воспринимающим информацию, объясняются двунадесятые праздники, как разучивают с ними молитвы, как приобщают их к духовной жизни.
После всех выступлений были подведены итоги конференции:
1. Необходимо серьезно усилить работу со СМИ. Многие успешные православные социальные проекты и акции остаются неосвещенными ни в интернете, ни в газетах, ни на телевидении и радио. А ведь в современном информационном мире работа со СМИ становится серьезным подспорьем в деле миссионерства и привлечении новых активных молодых православных людей к делам милосердия.
2. Большой проблемой является низкая духовная просвещенность и недостаточная богословская подготовка многих участников православных молодёжных объединений. Учитывая тот факт, что социальное служение неотделимо от миссионерского подвига, молодым христианам следует всерьез позаботиться об изучении основ Православной веры.
3. Следует обратить особое внимание на работу с интернатами для взрослых инвалидов. По итогам некоторых докладов стало очевидно, что существует серьезная поддержка детских домов, приютов и т.п., но при этом почти нет подобной помощи домам и приютам, где содержатся взрослые инвалиды.
4. На основе опыта Марфо-Мариинской обители милосердия стало ясно, что необходимо проводить анализ проведенных акций и постоянных мероприятий, с целью искоренения ошибок и улучшения в будущем подобной работы.
5. Общим мнением всех присутствующих стало желание как можно чаще собирать подобные конференции и круглые столы, чтобы участники могли не просто делиться своим опытом друг с другом, но и организовывать совместные дела милосердия во славу Божию.