Стал известен ещё один новомученик, жизнь которого была тесно связана с Красногорском. Это священник Павел Успенский, сын протоиерея Димитрия Успенского, бывшего настоятеля Успенского храма с. Чернево (ныне в черте города Красногорска).
Будущий отец Павел родился 23 мая 1888 г. в Черневе. В 1904 году окончил Перервинское духовное училище, в 1911 – Московскую Духовную семинарию и в течение двух лет был учителем в церковно-приходской школе в селе Каменка Богородского уезда (ныне город Электроугли Ногинского района Московской области).
15 декабря 1913 г. Павел Дмитриевич был рукоположен во диакона к Троицкой церкви в селе Сапроново Мещеринской волости Коломенского уезда (ныне Ступинский район Московской области), а 20 декабря того же года – во священника к той же церкви. В 1929 году он был награждён наперсным крестом.
В 1930 году отец Павел был переведён служить в Воскресенский храм в селе Васильевское (ныне село Васильево) Коломенского района. В 1932 году он служил в храмах в селах Чашниково, Болшево и Царицыно. В 1933 году отец Павел был назначен служить в Михаило-Архангельский храм в селе Нехорошево Серпуховского района, в 1936-м – в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рудня-Никитское Орехово-Зуевского района.
Вскоре отец Павел переехал в село Сапроново, где когда-то начиналось его служение, и хотя храм был закрыт, но здесь его хорошо знали крестьяне, которые стали приглашать его в свои дома для совершения треб. Многочисленные смены приходов были связаны не с прихотями священника или верующего народа, а с гонениями на Церковь со стороны безбожных правителей, которые (гонения) выражались не только в истреблении духовенства, но и в закрытиями многих храмов.
Отец Павел был арестован 19 марта 1938 года и заключён в тюрьму в городе Кашире. Были вызваны дежурные свидетели, которые подписали протоколы допросов с обвинениями священника в контрреволюционной деятельности. После этого был допрошен сам священник, но о чем бы ни спрашивал следователь, на все отец Павел отвечал одинаково: «Виновным себя не признаю». Через неделю священник был снова допрошен, но и на этот раз он ответил, что виновным себя в предъявленных ему обвинениях не признает.
8 апреля следователь снова вызвал отца Павла на допрос, интересуясь на этот раз тем, долго ли он служит в церкви, насколько он верен своим убеждениям и, следовательно, насколько враждебен власти безбожников.
Затем наступил продолжительный перерыв в допросах: из-за арестов самих следователей НКВД некому стало подписывать обвинительные заключения. Однако, несмотря на аресты следователей, не вызывая священника на допрос, 7 июня 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. После вынесения приговора отец Павел был переведён в Таганскую тюрьму в Москве, и 13 июня с него была снята фотография для палача.
Священник Павел Успенский был расстрелян 4 июля 1938 года и погребён в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Уже после смерти Сталина супруга отца Павла Анна Александровна и его дочь Серафима обратились с ходатайством о пересмотре дела, и 2 ноября 1957 г. Президиум Московского Областного Суда постановил: «Протест удовлетворить. Постановление Тройки…отменить и дело…за не доказанностью обвинения производством прекратить».
В 2000 году священномученик Павел Успенский был прославлен в Лике святых Новомучеников на Юбилейном Архиерейском Соборе. Память его празднуется 4 июля.
|