Rambler's Top100
      
Меню сайта

Разделы новостей
Новости благочиния [951]
Новости Красногорского благочиния. Анонс грядущих событий в Красногорском благочинии.
Общецерковные новости [190]
Обзор церковных новостей за прошедшую неделю. Анонс грядущих церковных событий.
Новости сайта [22]
Объявления касающиеся обновлений на сайте.

Календарь новостей
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Форма входа


Поиск

Друзья сайта


Приветствую Вас, Гость · RSS 01.01.2025, 04:06

Главная » 2013 » Ноябрь » 14 » Ответы епископа Зарайского Константина
Ответы епископа Зарайского Константина
13:06
Ответы епископа Зарайского Константина, ректора Коломенской православной духовной семинарии, Церковно-общественному журналу «Апостол» (издание Иоанно-Богословского храма города Колмны)

− Здравствуйте, Владыка! Как Вы считаете, что может и должна дать Православная Церковь современной общеобразовательной школе в России? И можно ли утверждать, что сегодняшняя школа становится соработником Церкви в деле просвещения?

− Деятельность Церкви и школы во многом пересекается. Членами Церкви являются все верующие крещеные люди, многие из которых трудятся в школе как учителя и как ученики.

В советское время эти институты искусственно разделялись. Поэтому не зависимо от того, как люди относятся к вере, у некоторых по сей день сохраняется мнение, что вера не имеет права быть в школе.

Задача школы − не только передача знаний, но и воспитание человека. А оно предполагает передачу нравственного знания. Ценности Православия в течение тысячелетия были присущи нашему народу, и нет среди них таких, которые бы отрицательно воспринимались современной школой.

Церковь может дать школе знания о Боге, о вере и то, что мы называем «Основами Православной культуры». Этот предмет может быть вероучительным, а может быть и культурологическим.

Владыка, Вы − ректор семинарии, куда поступают выпускники школы. На Ваш взгляд, дала ли им школа то, что можно назвать «духовным воспитанием»?

− Я думаю, что на сегодняшний день школа этого не дает. Школа у нас светская, и самое большое, что она может дать, это какие-то знания о Церкви. Духовное воспитание не является следствием обучения в школе.

− А каковы требования к абитуриентам при поступлении в семинарию? Такие вопросы возникают у старшеклассников.

− Я думаю, что если старшеклассник чувствует призвание к священству, имеет на это служение благословение духовника, живет церковной жизнью, живет чисто в нравственном отношении, то остальное − просто. А если нет призвания, чистой жизни и воцерковленности − сложно. Потому что остальное: рекомендация настоятеля, благочинного, Епархиальный совет, вступительные экзамены и собеседование с Правящим архиереем − человеку нецерковному пройти практически невозможно. Вступительные экзамены в семинарию − это не столько баллы, сколько впечатление, которое оставит абитуриент после собеседований с многими опытными пастырями. Для воцерковленного кандидата здесь ничего сложного нет.

Как изменились за последние годы абитуриенты? Можно ли увидеть какие-нибудь тенденции в духовно-нравственной сфере?

В советские годы, как правило, поступали люди постарше, в основном после армии. А раз старше возраст, то и духовно повзрослее. С другой стороны, бывает так, что молодой человек меньше «наследил» в своей жизни. У людей, приходящих к Богу во взрослом возрасте, прошлое бывает неоднозначным... Знаете, здесь очень сложно обобщать. И две тысячи лет назад были Иуда-предатель и апостол Петр, который тоже оступился, а потом покаялся. И сейчас есть подвижники, не меньшие, чем подвижники древности.

К какому идеальному образу священника стремится в образовании учащихся семинария? Какие основные качества необходимо иметь современному пастырю?

Я думаю, что во все времена пастырь должен иметь одни качества. Господь наш Иисус Христос иногда именуется как «Великий Архиерей», и в молитвах, например в молитве Херувимской песни, так и называется Архиереем. Пастырь, который в богослужении являет Образ Христа, на этот Образ и должен ориентироваться. Качества этого Образа − вечные и не определяемые никаким временем. Общие качества, которые были во Христе, касаются каждого священника, потому что он − Его Образ.

Вы можете перечислить эти качества конкретно? Потому что каждый в этом Образе видит что-то свое...

− Например, священник именуется также предстоятелем. Что это значит? Вся община молится Богу, стоит лицом к Богу, а перед ними стоит предстоящий от лица общины священник. То есть люди ему делегируют возможность первым стоять и умолять Бога от лица всех людей. И этот дар дается каждому священнику. И наоборот, Господь через священника передает благодать, священник становится проводником благодати Божией.

А в отношении качеств священника... знаете, есть такой пример. Когда было событие Входа Господня в Иерусалим, Христос ехал на осле, и перед Ним постилали одежды и ветви. Осел мог подумать, что это ему воспевают «Осанна!», перед ним подстилают одежды. И если осел так подумал, то можно сказать, что Христа на нем уже нет. Поэтому если священник помнит, что он только слуга Божий и выполняет дело Божие, то и Господь помогает ему. А как только священник подумал, что все почести сана принадлежат ему как личности, то… осел бредет один в пустыне.

Владыка, считаете ли Вы систему образования в Вашей семинарии оптимальной для подготовки священнослужителей или, возможно, у Вас есть в планах что-то изменить?

Изменения происходят, согласно общецерковным требованиям... Но не все определяют структурные реформы. Самое сложное – это содержательное повышение качества образования!

Может быть, что-то в методах, в содержании хотелось бы изменить?

Если говорить о реформе именно духовного образования, то нам необходимо подтягивать образовательные методы под лучшие образцы светского образования, не теряя при этом церковного содержания.

Какие формы работы используете с целью становления человека, способного нести священническое служение миру, мы здесь имеем в виду социальное служение?

Я думаю, что самое главное во всяком воспитании − личный пример. В том, о чем только говоришь, успеха не будет... Люди зачастую не слушают то, что мы говорим, а смотрят на то, как мы живем. Как мы действуем в обычных бытовых ситуациях.
Мы ведем социальную работу: разносятся обеды престарелым, студенты окормляют детские дома, есть педагогическая практика. Но кроме организованной работы важно и личное делание, когда каждый человек, в том числе и студент-семинарист, являет свою любовь к ближним.

Вот еще один непростой вопрос: почти каждый учитель школы оперирует понятием «духовно-нравственное воспитание». На Ваш взгляд, возможно ли такое воспитание в школе, по определению отделенной от Церкви?

− Надо понять, что значит «отделенная от Церкви». Это словосочетание появилось в советское время, когда был известный декрет Ленина. И тогда было действительно разделение. Это не означает, что Церковь теперь не имеет права участвовать в жизни школы. Школа − часть общества и Церковь − часть общества, и в этом отношении мы совершенно не разделены. Если верующий человек в школе преподает, кто ему запретит правильно расставлять акценты. Конечно, учитель должен быть тактичным, чувствовать ситуацию, аудиторию.

Потом в Московской области во многих школах, в разных формах, преподаются предметы, в которых говорится о христианских нравственных ценностях.

Владыка, а как бы Вы сформулировали цель светского школьного образования?

− Думаю, что нобходимо представить, каким мы хотели бы видеть выпускника школы. Полагаю, что это юноши и девушки, которые тверды в своих благих стремлениях, нравственно чисты в жизни, имеют необходимые знания и навыки, патриоты своей Родины ... Это совместное дело школы, Церкви и семьи – все должны вместе трудиться. И школа в данном случае − часть этого большого дела.

− Владыка, известно, что детям из воцерковленных семей порой очень нелегко в современной школе. Как Вам удавалось сохранить, пребывая в школьном коллективе, верность тому миру, который открывался Вам через Вашего отца и его служение?

Если говорить обо мне и моих братьях, то здесь многое зависит от характера человека. Я в школе учился и не чувствовал особых проблем. По характеру будучи лидером, оставался лидером и в школе, не боялся с учителями спорить. В советской школе, были сложные ситуации, потому что в ней все работало против Церкви. Современная школа достаточно безучастна в этом смысле, как мне кажется. Очень многое зависит от действий самого верующего, как он свою веру показывает. Не нужно сразу делать себя каким-то изгоем. Можно участвовать в школьной жизни, в праздниках − во всем. В безобразиях не участвовать. Не одеваться как-то вызывающе: специально носить длинную юбку и какой-нибудь платок из мешка − это необязательно. То есть надо найти золотую середину. И по опыту знаю, что многим это удается, но это зависит от каждого человека.

− Просто есть дети очень тонкие, ранимые...

Но это не зависит от веры! Дело в том, что тонкие и ранимые дети есть как верующие, так и неверующие. В отношении веры надо различать главные вещи и второстепенные. От главных нельзя отступать. А есть вещи второстепенные... например, та же самая одежда.

Уточните, что, по-Вашему, должен знать про себя верующий ребенок-школьник, чтобы не оказаться объектом насмешек в коллективе? И как вытерпеть изгойство, если оно все же настигает?

Что касается изгойства и насмешек, это такая тяжелая ситуация, в которой сложно что-то советовать. Вот нашелся какой-то негодяй и издевается. И не всегда, опять же, это связано с верой. Но верующему человеку надо молиться Богу, чтобы Господь как-то утишил эту скорбь. В любом случае нельзя унижаться. Если доходит до крайностей, то не бояться идти к начальству, сообщать своим родителям и друзьям, обращаться в правоохранительные органы, принимать решительные действия вплоть до смены школы и места жительства, но предавать веру нельзя. Здесь очень важна грамотная и решительная позиция взрослых, как родителей ученика, так и школьного руководства.

А чтобы не оказаться объектом насмешек, надо быть естественным. В отношении проповеди веры я бы был аккуратен на месте школьника. Проповедь начинается своей жизнью: ты не столько разговаривай, сколько веди себя как христианин.

В некоторых вопросах я бы посоветовал не обнаруживать свои личные мнения, а держать их при себе, даже верующему ребенку. Потому что опять же есть вопросы главные и второстепенные. В главных нельзя отступать, а во второстепенных… намеренно я бы не стал идти на конфликт.

Владыка, помимо того, что Вы являетесь ректором КПДС, Вы возглавляете отдел религиозного образования и катехизации Московской епархии. В какой мере этим отделом осуществляется взаимодействие со светскими учебными заведениями?

Есть договор, подписанный между Московской епархией и министерством образования Московской области, есть координационный совет между Епархией и министерством образования. Вместе мы организовываем проведение крупных мероприятий  (Рождественские областные образовательные чтения, День славянской письменности и культуры и т. п.). На уровне благочиний и управлений образования − это постоянное взаимодействие в виде проведения совместных мероприятий. Также повсеместно в Московской области ведется преподавание духовно-нравственных дисциплин.

Проблема заключается в следующем: на сегодняшний день почти все педагоги,
трудящиеся в школах и ВУЗах, закончили, в основном, советские педагогические институты. Отношение к Церкви там формировалось отрицательное. Многим учителям сложно перестроиться, и мы это понимаем. Наша задача, в первую очередь, уйти от вражды, изменить мнение, что священник и педагог – это враги. Когда взаимоотношения смягчаются, тогда появляются общие точки соприкосновения, и уже постепенно, планомерно, аккуратно можно совместно работать.

И последнее. Вспоминая слова Спасителя о том, что «жатвы много, а делателей мало», каково Ваше пожелание всем тем, кто трудится на ниве образования как светского, так и духовного?

Трудитесь честно, молитесь Богу и делайте все, что возможно!

Спаси Вас Господь, Владыка!
Категория: Общецерковные новости | Просмотров: 836 | Добавил: admin_new