В конце прошлого года состоялась презентация книги
священника Георгиевского храма городского поселения Нахабино Максима Вараева «Смерть и воскресение.
Семь слов о заупокойной молитве». Темы, которые затронул отец Максим в своей
книге, вызвали живой интерес у
многочисленных читателей, и тираж издания быстро разошелся.
Почему
так важна тема смерти в жизни каждого христианина? Какое «место» занимает
смерть в жизни современного церковного общества Об
этом наша беседа с автором книги священником
Максимом Вараевым.
-
Отец Максим, как вы решились подступиться к написанию такой книги, как «Смерть и воскресение. Семь слов о
заупокойной молитве»? Ведь тема смерти является для современного человека, по
многим причинам, дискомфортной. Даже более того – травматичной. У многих людей
она спрятана в самых дальних уголках подсознания, как будто ее и нет…
- Действительно, это так. Каждому
человеку Бог отмерил свой жизненный срок: кому 30 лет, а кому-то и 100 лет и
более…Но сколько бы человеку ни суждено было прожить, это всегда будет казаться
недостаточным. Ведь человек настолько богат внутренне, человеческая жизнь
настолько неповторима, что переживания на тему возможной смерти входят в
противоречие с действительностью. Для размышлений на тему смерти требуется
определенное мужество веры. Вера поможет открыто посмотреть в глаза собственной
смерти. Или, что более тяжело, в глаза смерти тех, кого мы любим.
Между тем, тема смерти является
одной из центральных в христианском богословии. Самое известное христианское
песнопение – тропарь Пасхи – говорит о том, что Христос попирает смертью
смерть. Другими словами, в основе всего христианского мироощущения лежит
молитвенное переживание смерти Христа, молитвенная сопричастность его смерти.
Эти истины известны каждому христианину. Но, к сожалению, они, как главные
смыслообразующие понятия, оказались сегодня на втором плане. На первый же
вышла, можно сказать, обрядовая сторона, связанная с повседневностью обыденной
жизни.
Человек больше заботится о своем временном благополучии – о здоровье
своем и близких, работе, достатке,
семейном благополучии и т.д. То есть уповает на помощь Бога здесь и сейчас. И
поэтому, когда ко мне обратились из издательства «Никея» с предложением о
написании книги, мы, перебрав несколько возможных тем, остановились на этой –
«Жизнь и смерть. Семь слов о заупокойной молитве».
-
Скажите, отец Максим, а к вам, как священнику, обращаются ваши прихожане с
вопросами на тему жизни и смерти?
- Любой приходский священник в силу
своего служения постоянно сталкивается с темой смерти. Начнем с того, что в
церкви есть дни особого поминовения усопших, когда богослужение строится вокруг
заупокойного поминовения. Затем надо сказать еще и о том, что человек,
осознавший скорый приход своей смерти, чаще исповедуется, чаще причащается, то
есть чаще входит в контакт со священником в это важный для себя отрезок жизни, беседует с ним. И у священника в таких
ситуациях складываются глубокие и трогательные отношения с людьми, осознавшими
скорый уход в мир загробный. Я получил бесценный жизненный опыт, находясь в подобных
жизненных ситуациях. Пребывая на одре болезни, не имея возможности
передвигаться и обслуживать себя, человек, в глазах которого в этот момент
просвечивается образ иного бытия, образ жизни вечной, находясь здесь, на Земле,
словно одерживает победу над смертью. Становясь сопричастником Христа, человек
ему сораспинается. Сораспинается для
того, чтобы с Христом совоскреснуть. Это и есть главная задача, стоящая перед
каждым человеком.
-
Расскажите, пожалуйста, о том, как строится содержание книги?
- Книга написана в виде семи бесед. В каждой
беседе – определенный контекст, на
основании которого рассматривается проблематика, заявленная в названии.
В первой беседе разбираются вопросы
христианского понимания смерти, почему человек «избегает» трудных для его жизнеощущения размышлений. Хотя если говорить об
общекультурном контексте, то стоит заметить, что тема смерти всегда вдохновляла
не только религиозных богословов, но и многих известных писателей, поэтов,
композиторов.
Вторая беседа посвящена страху
смерти. Заголовком к ней послужили слова Христа в Гефсиманском саду «Да минует
Меня чаша сия…», которыми Он просит Бога о том, чтобы чаша смерти миновала Его.
Человек сотворен Богом как существо бессмертное, и сама тема смерти
противоречит интуитивному человеческому чувству жизни. И даже Христос тяжело
переживал этот конфликт. Отчасти в этой главе затрагивается также и тема зла.
Тоже являющейся краеугольной в истории
человеческой культуры.
В третьей беседе «Просите, и дастся
вам…» речь идет о покаянии в заупокойном богослужении. Важно не только то, за
кого мы молимся, но и кто молится. Важны взаимоотношения с Богом не только
усопшего, но и того, кто за него молится, кто готов восполнить за умершего
человека то, что он не успел осуществить при жизни.
В четвертой беседе «Изменение ума» разбирается
тема просительной молитвы. На каких основаниях человек может обращаться с
просьбами к Богу? Ведь нередко, взывая к
Богу по тому или иному случаю, человек не задумывается над тем, а что он сам
дает Ему? В пятой беседе «Да будут едино,
якоже и мы…» рассматривается тема литургии, таинства, которое созидает Церковь.
Какое место занимает заупокойная молитва в божественной литургии? Говорится о том, что заупокойная молитва – это
не обращение к Богу одного конкретного человека. Это есть молитва всей Церкви.
В шестой беседе «Жизнь с избытком…»разбирается
тема жизни. За всеми многообразными значениями слова «жизнь» в словосочетаниях
русского языка (животрепещущая тема, живо слов и др.) стоит некая реальность,
которую невозможно определить одним понятием. Жизнь – не просто биологическая реальность,
это загадка. Ведь всегда за жизнью подразумевается тот, кто ее дарует, стоит
Творец. Сам Бог говорит в евангелие от Иоанна: «Я есть путь и истина и жизнь».
Седьмая, заключительная беседа «Смертию
смерть поправ…» посвящена тайне Великой субботы, тайны воскресения Христа. Весь
трагизм вокруг ситуации с человеческой смертью разрешается через воскресение
Христа. Во Христе человек имеет
подлинную надежду на преодоление своей земной ограниченности.
Книга, хотя и посвящена непростым
для понимания вопросам религиозного бытия,
написана понятным и доступным языком. Объем издания чуть менее 200 страниц. Предисловие к книге написал протоиерей Алексей Уминский. Иллюстрациями
стали работы современной художницы Е.Черкасовой.
-
Отец Максим, как был воспринят выход вашей книги в среде церковной
общественности и простых верующих? Чем она отличается от похожих изданий, выходивших ранее, и чем полезна людям,
живущим сегодня?
- Признаюсь, я не ожидал, что моя
книга вызовет большой резонансу самых
разных слоев читательской аудитории. Я получил немало откликов, резюмируя
которые можно сказать, что все, кто отозвался на выход моей книги, были
единодушны в одном: «Своевременное и очень полезное издание». Да, и раньше выходили книги, посвященные теме
смерти. Достаточно вспомнить труд
святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти» и др. Но они раскрывали тему
в том ключе, что ожидает человека после смерти. В моей же книге сделаны акценты
на то, что человек должен успеть сделать, пока жив, что даст ему осознание
своей смертности, что он может сделать для своего усопшего ближнего?
На мой взгляд, это крайне важно. В XX веке, одном из самых кровавых во всей человеческой
истории и с чьим наследием мы еще не разобрались до конца, тема смерти
обсуждалась либо в контексте героического (например, смерть за революцию,
смерть в бою, смерть за идеалы), либо в контексте преступлений против
человечности. Смерть отдельного человека не стояла в центре внимания так, как
она стоит сегодня.
Для церкви работа, связанная с
перекодировкой вечных истин в соответствии с вызовами времени, оправданна и
естественна. Иначе она потеряла бы своё апостольство. Тема смерти для живущего сегодня
человека – важна и актуальна. Ведь ничто не приводит человека в чувство
реальности так, как размышления о бренности бытия. С.ВАСИЛЬЧЕНКО
|