24 декабря 2010 г. в Красногорске прошло
83-е окружное собрание духовенства, которое включило в себя соборное служение Божественной литургии, обсуждение текущих организационных вопросов, а также пастырский семинар.
На пастырском семинаре с глубоким и содержательным докладом на тему "Христианство и культура. Возможности взаимодействия" выступил клирик Георгиевского храма пос. Нахабино
священник Максим Вараев, аспирант Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
"Процесс христианского осмысления культуры, - сказал
отец Максим, - весьма неоднозначен, он таит в себе ряд опасностей. Одна из них заключается в нигилистическом отношении к культуре и исходит из эсхатологического чаяния христиан: Мы вправе задать себе вопрос: "Если, по словам апостола, земля и все дела на ней сгорят, то какой смысл в сохранении развитых форм культуры, не являются они чем-то переходящими, отвлекающими нас от того главного, к чему в действительности призван человек"? На это можно возразить, что присущее христианской вере отрицание мира не есть отрицание дуалистическое, манихейское. Оно является следствием обновлённой жизни, и укоренено в опыте непосредственного причастия уже здесь, грядущему Царству, как спасенному и преображенному Творению Божию.
Святитель Григорий Палама указывает на то, что человек как образ Пресвятой Троицы, познаёт мир "тройческим" образом, посредством ума, рассудка и чувств. Такое соединение способностей, согласно святителю, позволяет человеку быть творцом культуры. Сотворив Адама и Еву, Господь даёт им заповедь о возделывании райского сада (см. Быт. 2, 15). Сам факт того, что заповедь эта была дана человеку до грехопадения, говорит об особой ценности её для нас. Мы вправе видеть в ней призыв к соработничеству человека Богу, которое осуществляется в истории как созидание культуры.
На протяжении многих веков искусство и культура были выразителями религиозного опыта человечества. Культура и религия относятся друг к другу, так же как и в нашей речевой деятельности - мысль и слово. Церковь не имеет иного языка для выражения духовных смыслов, как только язык искусства. Поэтому высшие проявления культуры и до сих пор несут на себе отпечаток христианского Благовестия. Церковное зодчество и иконопись, литургическая гимнография и музыка вошли в сокровищницу мирового искусства и во многом определили ход дальнейшего развития культуры.
Нужно сказать, что история человечества не знает ни одного нерелигиозного общества, вся культура древних народов Египта, Месопотамии, Греции, культура Рима и Византии, древней Руси и средневековой Европы неразрывно связанна с религией. Культура остается всегда укоренённой в своей духовной традиции, даже если носители её этого не осознают и возможно открыто отрицают или, говоря словами русского мыслителя В.В. Вейдле: "культура во всем существенном своем - религия". Секуляризация культуры приводит её к неминуемому упадку. По всей видимости, один из таких кризисных периодов мы и переживаем в наши дни".
Ещё одной важной темой собрания было соборное празднование дней памяти Красногорских новомучеников. Был определён порядок таких празднований. Особое внимание было уделено почитанию памяти
мученика Матфея (Гусева),
кончина которого приходится на Крещенский сочельник. Решено было обратиться за благословением на местное торжественное празднование этому святому совместно с празднованием в честь
апостола Матфея 16 ноября.
В заключение, собравшиеся обсудили и окончательно утвердили дату Открытого первенства Елизаветинского храма г. Красногорска по лыжным гонкам среди юношей и девушек -
2 марта 2011 года.