26 февраля 2009 г. в Успенском храме г. Красногорска состоялось 72 по счёту собрание Красногорского духовенства, в котором приняли участие священники и диаконы, служащие на приходах, входящих в Красногорский церковный округ Московской епархии. Совещание Красногорского духовенства проходило, как обычно, в одном из классов нового здания Детской церковной музыкальной школы после соборно отслуженной Божественной литургии.
Основными темами собрания были почитание новомучеников и проблемы религиозного образования, катехизации и миссии. Все присутствовавшие выразили искреннее согласие, что необходимо приложить максимум усилий для духовного просвещения народа. Протоиерей Константин рассказал работе двух секций 17-х Международных образовательных Рождественских чтений, посвящённых религиозному образованию и катехизации, которых он был участником и докладчиком.
Отец Константин рассказал также о прошедшей в рамках 17-х Международных образовательных Рождественских чтений конференции «Прославление и почитание святых», в которой он и другие представители приходов участвовали, и подчеркнул важность почитания новомучеников для каждого из нас и для русского народа в целом. Благочинный посоветовал всем, кто не смог лично быть на конференции, ознакомиться с её интересными материалами, опубликованными на сайте Московской епархии.
Протоиерей Константин остановился на волнующем церковную общественность вопросе: «Почему в России так мало почитают новомучеников и исповедников ХХ века?» и поделился с собравшимися своими мыслями на эту тему.
Во-первых, тысячи священников, клириков и простых верующих пострадали вместе и одновременно с миллионами других жителей нашей страны. И в каком-то смысле сравнение этих гонений с преследованиями первых христиан в Римской империи, которое звучит в подобных материалах, оправдано. Тем не менее, есть и различия. Если в Римской империи верующих мучили и убивали именно за отказ исполнить какие-то языческие обряды, а тех, кто, приносили положенные по тогдашним законам жертвы идолам, не преследовали, то в СССР во время большевистских гонений мучили и убивали и христиан, и не христиан, и врагов преступного режима, и его создателей и активных деятелей.
Даже предательство и отречение от веры отнюдь не гарантировало сохранения жизни. Известна история одного псаломщика, который в тридцатые годы, испугавшись гонений, побросал домашние иконы в реку, ушёл из церкви, возглавил в клубе хор безбожников. И, все равно, его среди многих осудили по надуманному обвинению и расстреляли. Это, конечно, не единичный случай.
Такая похожесть расправы над святыми и отступниками, и даже над организаторами гонений создаёт почву для ошибочного представления, что новомученики Российские не совершили никакого подвига, а явились просто малой частью из множества людей, беззаконно репрессированных большевистской властью.
На самом деле, уже то, что архиерей не отказывался в те годы занимать кафедру, что священник оставался на приходском служении, что мирянин соглашался быть членом церковного совета – являлось подвигом (о сознательных предателях речи не идёт). Никто не осудил бы этих людей, если бы они, как многие, как большинство верующих, избрали менее раздражающий большевиков образ жизни. Для этого даже не требовалось отречения от Бога, просто можно было уйти на светскую работу, а в храм ходить тайно.
Мужество на допросах проявляли порой и люди, далёкие от Церкви. Но именно для церковных людей это мужество было даром Божиим, увенчивающим их жизненный подвиг. Именно их подвигом, их верностью своему призванию священнослужителя или мирянина и спас Господь свою Церковь в страшные годы коммунизма.
Во-вторых. Прекрасные многотомные издания, осуществлённые трудами игумена Дамаскина (Орловского), протоиерея Максима Максимова и некоторых других церковных историков, на самом деле не ориентированы на массового православного читателя, что видно и на практике – спрос на них парадоксально (на первый взгляд) мал. Эти замечательные издания реально ориентированы, в основном, на учёных, преподавателей, агиографов и других специалистов.
Полные и подробные, скрупулёзно выверенные жизнеописания новомучеников и исповедников Российских совершенно необходимы, как агиографическая основа, как источник, по которому мы и, если Бог даст, наши потомки будем сверять то, что пишется о том времени, о тех людях. Но эти заслуживающие большой похвалы книги – не для массового читателя.
Для того чтобы наш православный народ проникся чувством к новомученикам, нужно на основе упомянутых фундаментальных изданий создавать и распространять короткие жития, написанные простым языком. В них не нужно было бы перечислять все учебные заведения, в которых учился или преподавал тот или иной святой, не нужно было бы помещать полностью протоколы допросов. Нужно было бы выпукло показать то особенное и замечательное, что было в его жизни и страдании.
В-третьих. Для расширения церковного почитания новомучеников было бы полезно как можно больше закладывать и освящать храмов и приделов в их честь, устраивать торжественные богослужения в дни памяти местных или особо почитаемых новомучеников (если не с приглашением архиерея, то хотя бы соборно). В нашем благочинии пока только 4 престола посвящены новомученикам (в Ильинском, в Нахабино и два в Елисаветинской церкви Красногорска); будем надеяться, что со временем их будет больше.
Очень полезно поминать местных новомучеников на отпустах. В Успенском храме г. Красногорска стали поминать на полных отпустах наших Красногорских новомучеников. И спустя некоторое время прихожане сами стали обращаться и просить дать им почитать жития этих святых. Прихожанам было трудно найти их в фундаментальных изданиях. Мы распечатали жития Красногорских новомучеников на нескольких листочках в формате А4, и теперь люди с удовольствием берут их «за ящиком». Вообще, богослужебное почитание новомучеников (да и других святых) имеет огромное значение.
В заключении отец Константин с радостью сообщил собравшимся, что по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Ювеналия в Красногорском благочинии установлен день памяти новомучеников Красногорских в среду Пасхальной седмицы. В этот день духовенство Красногорского округа будет теперь всегда стараться собираться для совместного служения Божественной литургии.
|