31 января 2008г. в конференц-зале гостиницы Московской Патриархии «Даниловская» прошла секция «Церковно-приходская воскресная школа как ведущая форма катехизации на приходе», входящая в I направление XVI Международных Рождественских образовательных Чтений «Православное воспитание и образование».
Сопредседателем этой секции, как и в прошлые годы, был благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии протоиерей Константин Островский. В концерте, которым завершилось заседание секции, принял участие Ушаковский хор мальчиков воскресной школы Успенского храма г. Красногорска.
В своём вступительном слове отец Константин сказал:
«Дорогие отцы, братья и сёстры! Перед началом нашей работы мне бы хотелось обратить ваше внимание на ряд взаимосвязанных понятий, которых мы будем постоянно сегодня касаться. Это: апостольство, миссия, катехизация, воцерковление крещёных людей и религиозное образование.
Дар апостольства – это, когда христианин идёт к людям, которые его не зовут и не ждут, даже, может быть, заранее враждебно настроены, но он силой Святого Духа пробивается к сердцам этих людей, так что «агнцы» принимают его проповедь, и только «козлища» не принимают. Такой дар – великая редкость, и ему никак нельзя научиться.
Есть меньший дар – миссионерский, когда человек умеет почувствовать любую, в том числе и нецерковную, и даже враждебную Церкви аудиторию, овладеть её вниманием, расположить к себе и тогда уже преподать людям Церковное учение в доступной для них форме и мере. Это отчасти является дарованием Божиим, а отчасти развивается с опытом, отчасти этому можно систематически обучать. Понятно, что такая проповедь не может сравниться по глубине воздействия с апостольством, но польза от неё тоже, несомненно, бывает.
Тут, однако, есть немало опасностей, как для миссионера, так и для тех, к кому он идёт, из которых я хотел бы сейчас отметить одну. Если священник проповедует неинтересно или неубедительно с церковного амвона, он не причинит своим прихожанам очень большого вреда, но нецерковная аудитория, услышав неудачную проповедь, может вместо того, чтобы расположиться к Церкви, наоборот, отвратиться от неё. Получится антимиссия. Этого мы должны всячески избегать. Уж лучше вообще не проповедовать внешним, чем проповедовать плохо.
Бывает, одно от сердца сказанное слово оказывает благое воздействие на людей больше, чем целый цикл лекций и индивидуальных бесед. И бывает, к сожалению, наоборот, когда один бесчинный поступок человека, о котором известно, что он постоянно посещает храм, тем более – проступок священника, сводит на нет миссионерские труды многих благочестивых православных христиан.
Катехизация – подготовка к крещению или первой исповеди всерьёз обратившегося взрослого человека, крещёного ранее (проповедь, сообщение минимальных сведений о Православии, исповедь). Нельзя быть слишком требовательными. Наша задача не столько отсечь недостойных, сколько помочь тем, кто тянется к Богу.
Воцерковление крещёных – приобщение их к таинственной жизни Церкви. В воскресной школе должно быть воцерковление. На первом месте для всех – участие в богослужениях (и не такое уж оно непонятное). В воскресной школе, кроме того, особое значение имеет урок-молебен и общение с верующими педагогами. Это полезно по мере веры, благочестия педагога и его любви к детям и умения с ними общаться.
Религиозное образование – преподавание знаний по основам Православной веры, священной истории, литургике и т. п. Преподавать такие знания нужно людям уже обратившимся к Богу, воцерковлённым. Для этого издано множество книг, существуют различные курсы. Если есть возможность открыть на приходе такой кружок – прекрасно».
При обсуждении участниками секции вопроса «Какова последовательность освоения религиозного знания (Можно ли выделить этапы катехизации? Что будет, если эти этапы перепутать?)» отец Константин высказал следующие мысли:
«Вопрос так поставлен, будто очевидно, что есть некая единая «последовательность освоения религиозного знания» в воскресной школе (ведь наша секция посвящена воскресным школам) и что задача только её выявить. Насколько я мог заметить, в статьях и устных выступлениях на эту тему почти всегда предполагается очевидным, что вкладывать в детские души сведения о Боге нужно, и обсуждается только вопрос «как?». Но, на самом деле, это отнюдь не очевидно.
Ведь, у нас речь идёт не о Духовных семинариях. Там разрабатываются, имеются и совершенствуются единые программы изучения богословских дисциплин. Но подготовка кадров духовенства это не катехизация. В преподавании религиоведческих и богословских дисциплин в светских вузах тоже, конечно, необходимы и существуют соответствующие стандарты. И это тоже правильно, но это тоже не катехизация.
Если же говорить о церковном образовании и воспитании детей, то, братья и сёстры! Мы же имеем дело не с абстрактными детьми с обложки старинного букваря! Разве для кого-то из нас секрет, что в воскресную школу приходят не духовно зрелые мужи и жены, которым только недостаёт богословских знаний, а обыкновенные современные мальчики и девочки с почти отсутствующим у большинства из них положительным духовным опытом, зато переполненные вредными впечатлениями, навязанными им окружающим их расцерковлённым миром.
Наши дети не просто не имеют или имеют мало знаний о вере и Церкви, они, как правило, − и это главное – духовно совершенно не готовы к усвоению тех сведений о Боге, о Христе, о богослужении, которые в них обычно стараются вложить на уроках Закона Божьего. Умственно они способны воспринять очень много информации, в том числе и о духовных предметах, но духовно не готовы. Это относится в полной мере и к детям из благочестивых церковных семей.
Мало того, если ко многому плохому наши дети успели привязаться, то многое хорошее уже набило им оскомину. С Библией они знакомы с малолетства через мультфильмы и комиксы, и её святое содержание представляется большинству из них сказкой, причём, не самой интересной. Ведь, это все знают, и как же можно это не учитывать?
Мало возвестить детям великие истины – надо, чтобы они эти истины усвоили и не столько поняли умом, сколько услышали сердцем, а, услышав, могли уверовать. Уверовать не так, как верят прогнозу погоды на чужом континенте, а так, чтобы истины Православной веры стали основой их мировоззрения и – главное – основой для принятия ими жизненно важных для них решений.
Но, чтобы на уроках Закона Божьего доносить истины веры не только до ушей и умов, а и до детских сердец, нужно иметь особый дар апостольства или дар духовного учительства, в наше время – очень редкие дары.
Я не буду сейчас вновь рассказывать о церковно-педагогическом проекте «Урок-молебен», потому что уже не раз делал о нём доклад на Рождественских чтениях, и соответствующая статья была не раз опубликована. А приведу – пусть это не покажется странным – отрывок из предисловия к известному сборнику «Святоотеческие наставления о молитве и трезвении…».
Составитель сборника пишет, что у него была мысль придать сборнику систему, что он спросил об этом совета у одного великого молитвенника и получил такой ответ: «Не идёт к этому делу система. Система производится такими силами, которые находятся совсем в другой области, нежели в какой действует молитва».
На первый взгляд, может показаться, что эти слова не относятся к теме нашего разговора, но в действительности, воцерковление детей и взрослых и предполагает обращение в первую очередь к той самой области, в которой действует молитва, то есть к сердцу.
Вот, когда сердце человека обратилось к Богу, то есть он обрел веру, ему может быть полезно и осмысление его веры, и получение, как сказано в поставленном вопросе, «религиозных знаний».
Впрочем, отрицая поставленные вопросы, мы невзначай получили на них ответы.
Можно выделить такие этапы катехизации:
1) Сначала действие призывающей благодати Божьей. Это бывает всегда неведомым образом, но нередко через церковные таинства, посещение богослужений, личную молитву (не всегда осознанную). Именно поэтому не так уж бессмысленно бывает крещение людей, по-видимому, не подготовленных, и не так уж бессмысленно бывает простое захаживание человека в храм, чтобы всего лишь поставить свечу и уйти. Поэтому и мы в нашей воскресной школе на первое место поставили участие детей в богослужении, а знания о Боге стараемся давать им ненавязчиво, очень осторожно.
2) Человека, призванного Богом и откликнувшегося на этот призыв, духовенство и духовно опытные миряне должны поддержать в духовной жизни, насколько они сами к этому способны, в том числе братскими и отеческими наставлениями.
3) Далее, человек может, если хочет и способен, заниматься самообразованием по книгам. Может воспользоваться и какими-нибудь курсами.
А что будет, если эти этапы перепутать? То есть человека, которого Бог не призвал, или который не принял Божьего призыва, обременять братскими или отеческими наставлениями или заманивать на богословские курсы? Ничего путного от этого ожидать не приходится; впрочем, Бог и через наши нелепые поступки может совершать чудеса».
После этого участники секции обсудили следующий вопрос: «Каковы особенности системы образования в воскресной и общеобразовательной школах? Должны ли воскресные школы дублировать общеобразовательную? Если да, то в чем?» По этому вопросу протоиерей Константин Островский сказал:
«Общеобразовательные школы принципиально отличаются от воскресных своими задачами. Главной задачей общеобразовательной школы, в том числе православной, является передача детям определённой суммы знаний, не меньше, чем предусматривает государственный стандарт. Главной же задачей воскресной школы является воцерковление и церковное воспитание детей. Различие в задачах с необходимостью порождает и другие различия.
Во-первых, воскресная школа довольно свободна в выборе своей структуры. Лишь бы дети воцерковлялись, а остальное не имеет большого значения. Поэтому, как известно, стержнем воскресной школы бывает и хоровое пение, и иконопись, и туризм, и спорт, и всего не перечислить.
В общеобразовательной же школе, очень давно сложилась урочная структура, и, по-видимому, она так эффективна, что остаётся почти без изменений от века к веку и от народа к народу.
Во-вторых, воскресная школа должна быть добровольной, а общеобразовательная школа не может быть добровольной, потому что все дети по закону – и это очень хорошо – обязаны получать среднее образование.
В-третьих, воскресная школа не может быть платной. Например, воскресная школа при Успенском храме г.Красногорска обходится приходу очень дорого, но мы не можем сказать ребёнку, что, мол, раз твои родители недостаточно богаты, мы не будем помогать тебе воцерковляться. И наша детская церковная музыкальная школа остаётся бесплатной.
Но, если бы у нас была православная гимназия, она, вероятно, была бы платной. Во всяком случае, она не должна была бы существовать за счёт обычных пожертвований прихожан. Потому что главная задача общеобразовательной школы – освоение детьми соответствующих образовательных программ в объёме не меньшем государственного стандарта – вовсе не является основной для прихода, это государственная задача.
Конечно, мы перечислили далеко не все различия, их очень много. Но есть и много общего.
С одной стороны, если в воскресной школе ведутся занятия в урочной форме, то к педагогу должны применяться те же требования, что и к педагогу общеобразовательной школы. Он должен уметь подготовить и провести урок, и, если есть программа, она должна быть пройдена.
С другой стороны, всё, что можно сказать о преподавании Закона Божьего в воскресной школе, относится и к преподаванию Закона Божьего в православной гимназии. И мне очень интересно было прочитать в декабрьском номере журнала «Фома» честный и трезвый рассказ директора Традиционной гимназии священника Андрея Постернака о том, как в этой гимназии обстоят дела с предметом «Закон Божий» и вообще с воцерковлением детей:
«По нему /по предмету «Закон Божий – прим. прот. Константина Островского/ не ставят оценок, занятия стремятся проводить в свободной форме… К сожалению, не все наши выпускники остаются в Церкви, но, надеюсь, − большинство… В нынешнем году на день встречи выпускников пришли около ста тридцати человек из двухсот шестидесяти». И это притом, что, по словам самого отца Андрея, в Традиционной гимназии учатся в основном ребята из верующих семей.
То есть от урока «Закон Божий» пришлось фактически – как от урока – отказаться, приблизительно половина выпускников не остаются в Церкви. И это не вина Традиционной гимназии, а проявление общей закономерности, о которой было сказано при обсуждении нами 1-го вопроса. И, я считаю, мудро поступили в Традиционной гимназии, что, признавая на словах «Закон Божий» своим главным предметом, фактически в форме уроков его не преподают (очевидно, опасаясь, что иначе и вторая половина учеников уйдёт из Церкви).
Выход из положения, насколько он вообще возможен, мне думается, в том, чтобы приобщать детей к сознательному участию в богослужении. Я имею в виду церковно-образовательный проект «Урок-молебен». Но об этом уже много сказано и написано».
В тот же день отец Константин выступил с докладом на семинаре «Созидание приходских общин (опыт ХХ века), который проходил в МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством священника Игоря Киреева, зав. сектором Церковно-приходского образования Синодального отдела религиозного образования и катехизации, и священника Кирилла Каледы, настоятеля храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове (на знаменитом Бутовском полигоне, где было расстреляно несколько десятков тысяч ни в чём не повинных людей, в том числе множество ныне канонизованных Церквоью Новомучеников).
Доклад отца Константина назывался «Некоторые концептуальные проблемы устроения приходской жизни», он будет опубликован в следующем номере «Благовеста».
|